Что мы имеем сейчас?
1. 50% школьников не осваивают более
половины содержания в математике, физике, химии, биологии (данные
на основании обследования более 2000 российских школ).
2. Перегрузка школьных программ губит тех детей, которые еще
пытаются освоить
программу в полном объеме. 40% детей, поступивших в вузы,
запрещено заниматься
обычной физкультурой.
3. Родители вынуждены платить за «углубленное изучение программ и
многое другое».
Практически невозможно поступить в вуз на основе школьной
программы - без репе-
титорства или платных
курсов, без «договорных отношений
«вуз-школа»
Лишь 53% детей в стране
посещают детские сады. Развилось
дошкольное репетиторство.
Какой быть
российской школе?
Элементы Концепции новой структуры и содержания образования.
1.Разгрузка начальной школы. Введение в
большей степени в 1-2 классах развивающего обучения ребенка . Со 2 класса –
иностранный язык, обучение работе с компьютером.
2.Фундаментализация знаний в основном
общем образовании – перенос
в старшие профильные классы сложных
разделов физики, химии, биологии и т.д. Разгрузка детей от сверхнормативной
обязательной учебной нагрузки, развитие здорового образа жизни.
3. Ориентация школьных программ не
только на усвоение научных фактов, но и на более прикладную, практическую
направленность знаний – подготовку человека к жизни в обществе, в семье. Это
потребует сущест венного изменения действующих учебников.
4.Сохранения в полной средней школе
высокого уровня российского математического и естественнонаучного образования.
введение старшей профильной школы, в которой будет бесплатное углубленное
изучение предметов по выбранному направлению.
5.Введение в регионах единых государственных экзаменов.
Для этого требуется 7-летняя апробация вышеуказанных подходов, подготовка
соответствующих учебников и педагогических кадров. На ЕГЭ – 3 года.
6.Введение 12-летки будет происходить не
добавлением лишнего года сверху, а более
ранним – с 5,5-6 – летнего возраста – началом обучения
в школе
7. ЕГЭ. Планируется отработать как
тестовые, так и обычные формы сдачи экзаменов. Планируется апробировать в
эксперименте трехуровне - вую сдачу ЕГЭ. Первый уровень - для тех, кто не собирается продолжать обучение
в вузе. Второй уровень – тем, кто пойдет в вуз, третий уровень – для
поступающих в вузы с повышенными требованиями.
8. Никакой приватизации образования в сфере образования
Правительст - во РФ не планирует.
Планируется реализовать следующий пункт Плана действий Правительства: «
13.Обеспечение хозяйственной самостоятель - ности и увеличения разнообразия
организационно-правовых форм органи заций отраслей социальной сферы».
Оптимизация сельских школ
1.В 2001 году направлено намного больше
средств, чем в городские школы.
2.Сохранение сети сельских школ везде, где это возможно. Создание
на базе сельских школ культурно- образовательных центров : школа , библиотека,
вуз , медпункт.
3.Повышение качества образовательного процесса в сельской школе.
Компьютеры, обучение учителей на компьютерных курсах, поставка комплекта методической
литературы в школах.
4. Программа - « Школьный автобус».
5.ГИФО. (Государственные именные
финансовые обязательства). Введение ГИФО связанно с поиском более справедливых
механизмов использования государственных бюджетных средств и софинансирования
населением получения высшего образования
Связь ГИФО не
только с успеваемостью, но с материальным положением семьи студента. Апробация
в течение 2-3 лет. Введение академических и социальных стипендий.
6. Заработная плата. Идет
разработка целого ряда подходов по этому вопросу.
2.Модернизация
содержания образования.
Основным
результатом деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а
набор ключевых компетенций в
интеллектуальной, гражданско-правовой,коммуникационной и прочих сферах.
Направления
1.
Устранение перегруженности содержания образования.
2. Применение
информационных и коммуникационных технологий.
С 2005 года – доступ к
компьютеру в системе общего образования не
менее 6 часов в неделю в рамках учебного плана и внеурочной
деятельности.
3. Повышение
удельного веса и качества преподавания экономики,
менеджмента и права.
4. Усвоение на
рабочем уровне как минимум одного иностранного языка.
5. Зачисление в 1
класс с 6 лет. Выход на новую методологию и методику обучения в начальной школе.
6. Переход к
профильному обучению в старших классах:
естественнонаучный, математический, гуманитарный, языковый,
технологический и т.д.
7. Изменение
методов обучения.
Профильная
старшая школа.
Основная идея – расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной
образовательной программы. Профилизация старшей щколы должна быть соотнесена с
введением института единых экзаменов, с введе-
нием соответствующих образовательных стандартов, что потребует
сокращения инвариантного компонента.
Базовый компонент: русский язык и литература, математика,
обществоведение, естествознание иностранный
язык, физкультура.
искусство, технология. Естествознание и обществознание в виде интегративных курсов, поддержанных
модульными курсами. Инвариантная часть – 20-22 часа в неделю.
Профильный компонент: ряд профильных курсов, изучаемых по выбору
на углубленном уровне. Профильные стандарты, единые профильные экзамены.
Набор курсов целесообразно строить на основе принятой
классификации предметов для поддержки предметов базового курса.
Элективный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору. По своему
содержанию эти курсы могут выходить за рамки профильных и базовых
стандартов. Можно направить этот компонент на специализацию
профильных курсов.
|