Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта мы считаем ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.
Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).
Нормативное обеспечение
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
- ФЦПРО на 2011–2015 годы.
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/12 учебный год».
- Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования — преемственность и развитие
Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования 80% к 20%, для основного общего образования — 70% к 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается проектом нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
Документы федерального значения, которыми необходимо руководствоваться при введении ФГОС ООО
Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);
- Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/46 и от 15.08.2011 № 03515/59);
- О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010№ 03339);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
Требования к условиям реализации ООП представлены пятью компонентами: информационно-методическим, материально-техническим, финансово-экономическим, кадровым и психолого-педагогическим обеспечением. Добавлен только последний компонент, остальные составляющие аналогичны стандарту начального образования, однако в каждом компоненте есть новые позиции. Так, кадровые условия приведены в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет.
Требования к финансово-экономическим условиям приведены в соответствие с законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В стандарте дано определение норматива финансового обеспечения муниципальных образовательных учреждений (далее — ОУ) на одного обучающегося (регионального подушевого норматива финансового обеспечения). Зафиксировано, что норматив включает затраты рабочего времени педагогических работников на аудиторную и внеурочную деятельность и должен обеспечивать соответствие условий требованиям стандарта. Всё, что нужно для реализации ООП с точки зрения финансово-экономического обеспечения, в ФГОС ООО зафиксировано.
Внешние условия и факторы, определяющие особенности введения ФГОС ООО
Проект закона «Об образовании в Российской Федерации»: изменения, поддерживающие ФГОС
- возможность выбора учебных курсов как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта);
- аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов;
- нормативно-подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и так далее);
- учет особенностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуальных образовательных программ;
- оценка качества образования — переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования;
- общественное участие — расширение полномочий, наличие компетенций.
Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое внимание и которых нужно постараться избежать
Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО, чтобы избежать рисков имитации деятельности
Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся. Должна завершиться трансформация механизмов финансирования — эти механизмы еще не запущены в полной мере.
Задачи, стоящие перед регионами
- финансовые и организационные механизмы взаимодействия ОУ с УДОД для реализации вне-урочной деятельности;
- расчет нормативов финансирования, формирование муниципальных заданий;
- модернизацию системы повышения квалификации и проведение аттестации кадров;
- сетевой образовательный процесс, дистанционное образование, реализацию индивидуальных образовательных программ;
- внедрение новых организационно-правовых форм ОУ;
- проведение мониторинга готовности ОУ к введению и реализации ФГОС ООО.
Кроме того, необходима разработка региональной модели системы оценки качества образования, включающей результаты освоения основных образовательных программ.
Говоря о задачах и проблемах регионального уровня при введении стандарта, хочется еще раз остановиться на финансово-экономическом обеспечении. Всем понятно, что в настоящее время непременным условием введения ФГОС ООО, а в дальнейшем и ФГОС старшей ступени образования является совершенствование финансово-экономических механизмов. Вот те позиции, которые подлежат обновлению и разработке:
- обновление методики расчета размера субвенций муниципальным образованиям, разработка и введение муниципальных нормативов;
- создание (закрепление, отработка) методики расчета величины и структуры учебных расходов в подушевом нормативе;
- формирование (закрепление, отработка) финансовых механизмов развития инфраструктуры, учет в структуре подушевого норматива;
- закрепление на всех уровнях оптимальной структуры ФОТ в ОУ;
- доведение средств по нормативу до всех без исключения школ региона;
- разработка модели перехода и деятельности ОУ в новых организационно-правовых формах;
- разработка методики формирования перечня базовых и государственных услуг;
- разработка моделей привлечения инвестиций в сферу образования.
Финансовые условия: основные критерии готовности ОУ к введению ФГОС ООО
Продолжая разговор о задачах регионального уровня, еще раз остановлюсь на кадровом обеспечении, хотя руководители органов образования на местах прекрасно знают проблемы этого направления и понимают, с какими сложностями придется столкнуться при модернизации системы повышения квалификации кадров. Это проектирование и внедрение новых организационных моделей, разработка и введение новых финансовоэкономических механизмов (направление средств в ОУ, учителю, влияние ПК на зарплату), разработка и введение нового содержания ПК, создание стажировочных площадок, тьюторских центров, создание и реализация инновационных моделей аттестации кадров, создание и отработка инновационных программ и форм подготовки кадрового управленческого резерва. На последнюю составляющую хотелось бы обратить особое внимание. Когда-то у нас была практика подготовки управленцев, может быть, во многом формальная, но определенно дающая некоторые положительные результаты. Сегодня она полностью утрачена.
Что касается материально-технического обеспечения, здесь регионам также предстоит большая работа: разработка региональных рекомендаций по оснащенности образовательного процесса, разработка региональных требований к информационной среде ОУ, разработка планов по поэтапному оснащению школ материально-техническими и информационными ресурсами.
И последний момент, на котором я хотела бы остановиться: организационное обеспечение введения ФГОС ООО. Несколько важнейших моментов, которые, на мой взгляд, не являются очевидными:
- координация межведомственного и межбюджетного взаимодействия ОУ;
- создание региональной системы электронного мониторинга введения и реализации ФГОС ООО;
- создание системы распространения инновационных моделей реализации стандарта;
- создание технологий ресурсо-сберегающего менеджмента в образовании;
- создание технологий управления реализацией ФГОС ООО на основе стимулирования саморегулирования;
- создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой от-крытой информационнообразовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но ее конечный результат, я уверена, принесет радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное — мы вырастим образованного и достойного человека.
ФГОС основное общее образование
в формате .doc [295Кб] |
Пояснительная записка
в формате .pdf [95Кб] |
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования
в формате .pdf [660Кб] |
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Примерная основная образовательная программа в формате .doc [2025Кб] |