Суббота, 27.04.2024, 23:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Портфолио
Категории раздела
Наука в современном мире [5]
Физика [2]
Математика [0]
Информатика [0]
ФГОС ОО [0]
ФГОС [0]
Интересные статьи [1]
Медиатека
Видеотека
Мультимедиа
Я иду на урок
Удивительное рядом
Экзамены
Сообщество
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Наука в современном мире

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ

Социальная система современного общества испытывает потребность не только в компетентных специалистах, но и людях, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, прежде всего людях, способных к непрерывному образованию в процессе своей деятельности.

Сегодня одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является его информатизация. Стремление к инновациям, постоянным изменениям характеризует собой лейтмотив современной эпохи.

Видный теоретик информационного общества Д. Белл отмечает, что становление постиндустриального общества способствует революции в организации, функционировании, обработке знаний. Решающую роль в становлении информационного общества играет компьютер. Белл называет эту революцию "телекоммуникационной" и выделяет три наиболее важных ее аспекта: переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение кодифицированного теоретического знания для реализации технологических инноваций, превращение "интеллектуальной технологии" в ключевой инструмент теории принятия решений, системного анализа и т.д. Таким образом, характер информационного общества определяется внутренними связями внутри общества, коммуникацией, которая разворачивается посредством телекоммуникационных технологий [1].

Как отмечает И. Мелюхин: "Информационное общество … определяется как общество, в котором: учебные заведения и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне зависимости от географических условий, расстояния, ресурсов и трудоспособности; медицинские и социальные услуги становятся доступными в интерактивном режиме " [2].

Говоря о развитии и внедрении информационных технологий в образование, подразумевается разработка и проведение курсов по информатике, которые являются сегодня обязательными для среднепрофессиональных учебных заведений. Данные курсы направлены на формирование необходимых знаний и навыков в обращении с современными средствами коммуникации. Такой способ преподавания в области информатики является традиционным для современного образования. Однако в рамках информатизации современного общества, тех требований, которые предъявляются выпускникам, такой уровень подготовки оказывается недостаточным.

Выпускники образовательных учреждений должны иметь определенный запас знания в области информатики. Под этим подразумевается не только умение работать с компьютером, базами данных, операционными системами, сетью Интернет и т.д., но и знания о характере социума, процессах информатизации в обществе, об изменениях в языке, культуре, происходящие вследствие информатизации общества и т.д. Выпускники образовательных учреждений должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире, уметь обращаться с потоками информации и т.д. [3].

Поэтому сегодня релевантными являются не только процессы обучения по традиционной схеме, но и любые процессы, имеющие образовательную ценность для человека: игровые, коммуникативные, интерактивные, коммуникация через Интернет и т.д. Реальность информационного общества задает новых тип коммуникативных отношений - коммуникации посредством информационных каналов.

Для этого в своей работе использую проектный метод обучения. "Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата" [3].

Проектная работа представляет собой уникальную возможность для самостоятельной работы студента, когда он проявляет творческие способности в решении поставленных им задач. Специфика проектной работы в том, что в данном случае требуется применение комплекса знаний как в области информационных технологий, так и в конкретной области профессиональной деятельности студента.

При разработке проекта руководствуюсь следующими принципами:

• принцип адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям;

• принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.

Учебный материал курса ориентирую на решение задач профессиональной подготовки будущего специалиста.

Формирование профессионального мышления студентов - это по сути дела выработка творческого, проблемного подхода. Стремлюсь сформировать у будущего специалиста необходимые творческие способности:

• возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

• способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;

• собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;

• способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;

• способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия в решении проблемы.

Важнейшим направлением информатизации образования является формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения; на практике реализую это с помощью сетевых  технологий. Все необходимые для работы студентов материалы размещаю на учебном сервере в компьютерном классе, а также на персональном сайте-портфолио. Такой подход позволяет ориентироваться на формирование коммуникативных навыков субъекта, обучение его в соответствии с потребностями современного общества.

Информатизация образования должна проводиться с учетом потребностей и возможностей познающего субъекта, когда образование субъекта в области информатизации сопряжено с образованием в смежных областях. Комплекс практических знаний и навыков в области информатики должен быть основан на знаниях об информационном пространстве, социальных механизмах, языке, истории развития информационных технологий и т.д. Человек должен не только свободно ориентироваться в потоке информации, он должен оперировать интегративным знанием, знанием, включающим технические и гуманитарные компоненты. Только в этом случае можно говорить об образовании человека, ведь информатизация образования, в конечном счете, преследует именно эти цели.

Категория: Наука в современном мире | Добавил: Саныч (09.04.2012)
Просмотров: 1805 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: