ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ
Социальная система современного
общества испытывает потребность не только в компетентных специалистах, но и
людях, умеющих самостоятельно решать профессиональные проблемы, прежде всего
людях, способных к непрерывному образованию в процессе своей деятельности.
Сегодня одной из наиболее актуальных
тенденций развития современного общества является его информатизация. Стремление
к инновациям, постоянным изменениям характеризует собой лейтмотив современной
эпохи.
Видный теоретик информационного
общества Д. Белл отмечает, что становление постиндустриального общества
способствует революции в организации, функционировании, обработке знаний.
Решающую роль в становлении информационного общества играет компьютер. Белл
называет эту революцию "телекоммуникационной" и выделяет три наиболее
важных ее аспекта: переход от индустриального к сервисному обществу, решающее
значение кодифицированного теоретического знания для реализации технологических
инноваций, превращение "интеллектуальной технологии" в ключевой
инструмент теории принятия решений, системного анализа и т.д. Таким образом,
характер информационного общества определяется внутренними связями внутри
общества, коммуникацией, которая разворачивается посредством
телекоммуникационных технологий [1].
Как отмечает И. Мелюхин:
"Информационное общество … определяется как общество, в котором: учебные
заведения и преподаватели становятся доступными всем студентам, вне зависимости
от географических условий, расстояния, ресурсов и трудоспособности; медицинские
и социальные услуги становятся доступными в интерактивном режиме " [2].
Говоря о развитии и внедрении
информационных технологий в образование, подразумевается разработка и
проведение курсов по информатике, которые являются сегодня обязательными для
среднепрофессиональных учебных заведений. Данные курсы направлены на
формирование необходимых знаний и навыков в обращении с современными средствами
коммуникации. Такой способ преподавания в области информатики является
традиционным для современного образования. Однако в рамках информатизации
современного общества, тех требований, которые предъявляются выпускникам, такой
уровень подготовки оказывается недостаточным.
Выпускники образовательных
учреждений должны иметь определенный запас знания в области информатики. Под
этим подразумевается не только умение работать с компьютером, базами данных,
операционными системами, сетью Интернет и т.д., но и знания о характере
социума, процессах информатизации в обществе, об изменениях в языке, культуре,
происходящие вследствие информатизации общества и т.д. Выпускники образовательных
учреждений должны уметь самостоятельно ориентироваться в современном мире,
уметь обращаться с потоками информации и т.д. [3].
Поэтому сегодня релевантными
являются не только процессы обучения по традиционной схеме, но и любые
процессы, имеющие образовательную ценность для человека: игровые,
коммуникативные, интерактивные, коммуникация через Интернет и т.д. Реальность
информационного общества задает новых тип коммуникативных отношений -
коммуникации посредством информационных каналов.
Для этого в своей работе использую
проектный метод обучения. "Под учебным телекоммуникационным проектом мы
понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или
игровую деятельность, организованную на основе компьютерной телекоммуникации,
имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы,
направленную на достижение совместного результата" [3].
Проектная работа представляет собой
уникальную возможность для самостоятельной работы студента, когда он проявляет
творческие способности в решении поставленных им задач. Специфика проектной
работы в том, что в данном случае требуется применение комплекса знаний как в
области информационных технологий, так и в конкретной области профессиональной
деятельности студента.
При разработке проекта
руководствуюсь следующими принципами:
• принцип адаптации процесса
обучения к личности студента и его познавательным способностям;
• принцип потенциальной избыточности
учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных
знаний.
Учебный материал курса ориентирую на
решение задач профессиональной подготовки будущего специалиста.
Формирование
профессионального мышления студентов - это по сути дела выработка творческого,
проблемного подхода. Стремлюсь сформировать у будущего специалиста необходимые
творческие способности:
• возможность
самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
• способность
выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;
• собрать
данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
• способность
сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных
результатов;
• способность
увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной
работе - определить меру личного участия в решении проблемы.
Важнейшим направлением
информатизации образования является формирование виртуальной
информационной среды на уровне учебного заведения; на практике реализую это с
помощью сетевых технологий. Все
необходимые для работы студентов материалы размещаю на учебном сервере в
компьютерном классе, а также на персональном сайте-портфолио. Такой подход
позволяет ориентироваться на формирование коммуникативных навыков субъекта, обучение
его в соответствии с потребностями современного общества.
Информатизация образования должна
проводиться с учетом потребностей и возможностей познающего субъекта, когда
образование субъекта в области информатизации сопряжено с образованием в
смежных областях. Комплекс практических знаний и навыков в области информатики
должен быть основан на знаниях об информационном пространстве, социальных
механизмах, языке, истории развития информационных технологий и т.д. Человек
должен не только свободно ориентироваться в потоке информации, он должен
оперировать интегративным знанием, знанием, включающим технические и
гуманитарные компоненты. Только в этом случае можно говорить об образовании
человека, ведь информатизация образования, в конечном счете, преследует именно
эти цели.
|