Примерная программа по информатике для основной школы составлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования, Требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования. Необходимость
разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром
содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью
развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной
с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание
вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная
роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется
очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным
техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту
приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную
мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том
числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной
школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ
информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной
мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики
основной школы является частью непрерывного курса информатики, который
включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и
профильное обучение информатике в старших классах.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число
междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так
и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые
информатикой, рассматриваются как основа создания и использования
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с
математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает
основы естественно-научного мировоззрения.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе,
определены исходя из целей общего образования, сформулированных в
концепции Федерального государственного стандарта общего образования.
Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся,
освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития
познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт
личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
В настоящей примерной программе учтено, что сегодня в соответствии
с новым Федеральным государственным образовательным стандартом
начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают
ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в
основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные
технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех
предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на
опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Цели изучения информатики в основной школе
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и
основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и
циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Место предмета в учебном плане
Информатика изучается в 7—9 классах основной школы по одному часу в
неделю. Всего 105 ч. На инвариантную часть отводится 78 ч учебного
времени, остальные 27 ч используются учителем по своему усмотрению.
Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных
результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные
результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие
предметные знания и способы деятельности (включая использование средств
ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при
их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это
служит основой разработки контрольных измерительных материалов
основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины
«бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие
скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0
до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления
исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке
программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями
программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.